Часть интервью с президентом МТС, в которой речь идет об отмене внутреннего роуминга
— В последние полгода появилось несколько законопроектов, способных ухудшить положение телекоммуникационной отрасли, — например, об отмене внутрисетевого роуминга и др. Насколько велики риски, по вашим ощущениям? И встречаете ли вы понимание со стороны регулятора рынка — Минкомсвязи?
— У нас ощущения позитивные, мы считаем регулятора вполне конструктивной силой. Популистские идеи рождаются, как правило, не у регулятора. Задача участников рынка и регулятора в том, чтобы реализовать эти идеи правильно, аккуратно, корректно, без ущерба для кого бы то ни было, если они действительно в какой-то части приносят позитив в рынок и для граждан. Попытка разбалансировать ситуацию, превознося интересы только одной из сторон, деструктивна в любом процессе. В нашем случае сторонами являются и абоненты, и наши акционеры, и инвесторы, и государство, собирающее налоги и регулирующее рынок. Вот вы упомянули внутрисетевой роуминг: говорят, что в интересах абонентов мы должны его отменить. Но отрасль, сотовый бизнес складывались более двух десятков лет. И есть огромное количество нормативных подзаконных актов, в том числе совершенно архаических, которые тесно увязаны с тем же внутрисетевым роумингом.Например, мы до сих пор обязаны в каждом субъекте Федерации иметь свое коммутационное оборудование, хотя с технологической точки зрения это ничем не оправдано: почему бы не поставить один коммутатор, условно говоря, на пять регионов, если технологически он справляется [с обработкой трафика], если соблюдаются все нормы? Но у нас такого права нет. Поэтому есть очень много действий, которые необходимо обсудить, проработать и совершить, чтобы какая-то идея сработала, принесла какой-то позитив. Просто так повернуть какой-то выключатель и сказать — ура, мы сделали для всех хорошо — не получится. Это путь в никуда.
— Можно ли тогда сказать, что МТС готова отменить внутрисетевой роуминг, но только при условии внесения серьезных сопутствующих изменений в отраслевое законодательство?
— Нет, так сказать нельзя, потому что это будет означать, что мы являемся промоутерами этой идеи. Но я ведь только одну вводную дал в ответ на ваш вопрос. А их как минимум несколько. Я понимаю, почему не должно быть внутрисетевого роуминга в более маленькой с географической точки зрения стране. Совсем другое дело — отменить внутрисетевой роуминг, когда московский абонент уезжает, например, во Владивосток. Для того чтобы оттуда обеспечить ему возможность звонить в Москву, оператор связи должен либо построить свои линии связи, либо арендовать их у другого оператора, а это огромные затраты. И с нашей точки зрения их возмещать должен тот абонент, который пользуется этой инфраструктурой, т. е. уехал в другой регион. С отменой внутрисетевого роуминга такие затраты предлагается переложить на всех абонентов независимо от того, путешествуют ли они по стране или нет. Это не совсем справедливо. Кроме того, надо учитывать и то, что экономическая ситуация, уровень заработной платы в Москве и Владивостоке разный. Завтра мы отменим внутрисетевой роуминг — и что? Вся Москва станет разговаривать по таким же тарифам, которые действуют во Владивостоке? Но тогда у всех операторов в разы упадут доходы, мы будем меньше инвестировать, снизится качество, государство недосчитается огромных сумм налогов. Это нормально, когда в такой огромной стране, как Россия, есть дифференциация ценовой политики в зависимости от уровня развития экономики в том или ином регионе. У нас в России всего 13 регионов-доноров, все остальные — дотационные. И внутрисетевой роуминг в том числе позволяет нам поддерживать низкие цены на звонки в домашнем регионе именно в этих дотационных регионах.
Андрей Дубовсков, президент МТС
полный текст интевью (не только про роуминг)