С февраля этого года ГИБДД выдает потерпевшим справку об аварии нового образца. Хотели упростить процедуру страховых возмещений. А что получилось на самом деле?
ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ
Фактически в самой справке ничего не изменилось, разве что появилась графа, в которой инспектор обязан указать координаты аварии по навигационной системе ГЛОНАСС. В остальном же форма осталась прежней. Правда, во всех подразделениях ГИБДД инспекторы получили указание: никаких печатей на справке впредь не ставить. По мнению чиновников, отсутствие печати должно коренным образом изменить жизнь потерпевших. Теперь не нужно ради одного штампа ехать в отдел ГАИ, стоять в очереди – можно сразу обращаться в страховую компанию.
Мне кажется, что в ГИБДД вообще лукавят, объявляя о появлении справки нового образца, ведь и в старых справках, и в новых… вовсе отсутствует место для печати, а угловой штамп должен присутствовать в обеих бумажках. Так что, помимо продвижения системы ГЛОНАСС в массы, никаких иных новаций не обнаружено. И, прямо скажем, жизнь потерпевших в авариях никак не упростилась. Ведь в страховых компаниях поначалу справки о ДТП без печатей приняли в штыки. Оно и понятно: чтобы подделать такой документ, достаточно скачать бланк в Интернете, заполнить необходимые графы (к слову, разрешается просто напечатать штамп подразделения ГИБДД типографским способом) – и можно подавать заявление о выплате страховки. Согласитесь, синий оттиск печати отдела ГАИ хоть как-то усложнял возможность подделки.
Пострадавшие стали предъявлять в страховые компании и другие документы без штампов и печатей. Копии протоколов и постановлений инспекторы ДПС не заверяют. Доходит до того, что при вынесении определения об отказе в возбуждении административного дела офицер ГАИ также не ставит печать. В результате перед страховыми компаниями стоит выбор: поверить на слово потерпевшему и представленным документам либо направить запрос в отдел ГАИ для подтверждения факта аварии и выданных документов, – чтобы те прислали заверенные печатью копии. Как вы думаете, какой выбор сделают страховщики?
ДАВАЙ, ДО СВИДАНИЯ
С точки зрения закона ни на справках о ДТП, ни на копиях административных протоколов, ни на постановлениях печатей быть не должно. Это при условии, что копии протокола и постановления являются номерными и самокопируемыми. То есть у сотрудника ГАИ останется точная копия составленного документа с тем же уникальным номером. И только ксерокопии этих документов надо заверять в ГАИ. Необходима печать и в случае, если сотрудник ГИБДД вносит исправления в документ.
Это правило (подпись сотрудника ГАИ плюс печать на копии) установлено указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 г. № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан». Указ действует и поныне, поэтому его положения обязательны для организаций всех форм собственности.
Наобещав «упрощение процедуры оформления ДТП и получения страховки», МВД, увы, получило иной эффект. Да, печати не ставят, но недоверчивые страховщики готовы завалить запросами любой отдел ГАИ.
Потерпевшим в ДТП рекомендую требовать от сотрудников ГИБДД документы, оформленные только на специальных номерных бланках; обязательно надо проверить, нет ли в них исправлений, все ли читается и т. д. И только после этого подавайте заявление в страховую компанию. Если же инспектор ДПС игнорирует требование закона и выдает, к примеру, ксерокопию, не поленитесь обратиться в подразделение ГАИ с заявлением о выдаче правильных документов. Это повысит ваши шансы быстро получить денежную компенсацию от страховщиков.
Источник За Рулем