11 июля 2012 года Госдума приняла во втором основном чтении законопроект о введении в России утилизационного сбора на новые и подержанные автомобили, в соответствии с которым внесут поправки в закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса РФ.
В первом чтении поправки к закону были приняты Госдумой 22 июня.
По информации агентства «Прайм», взимать утилизационный сбор за каждое транспортное средство, как ввозимое в Россию, так и произведенное на ее территории, предполагается уже с 1 августа 2012 года. Ранее замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов сообщал, что утилизационные сборы для производителей и импортеров автомобилей в России будут введены в начале сентября.
Депутаты определились, какие категории автомобилей следует освободить от обязательного утилизационного сбора. Исключение из общего правила должны составить:
- личные автомобили беженцев и переселенцев при их возвращении на родину
- машины дипломатов и членов их семей
- раритетные авто, с момента выпуска которых прошло более 30 лет
- автомобили, которые ввозятся с территорий государств Таможенного союза (имеют статус товаров Таможенного союза)
- транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Калининградской ОЭЗ до 1 апреля 2016 года.
Кроме того, в список попала также сельхозтехника, однако, как пояснил журналистам первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев, введение утилизационного сбора в отношении сельхозтехники должно регулироваться отдельным законопроектом, который будет внесен в ближайшее время.
По словам Гутенева, утилизационные сборы предполагается взимать при выпуске новых, а также ввозе бывших в употреблении автомобилей. Нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. «И только в случаях импорта единичных транспортных средств сбор будет уплачиваться физическим лицом», – сказал депутат, пояснив, что размеры сбора определит правительство РФ.
По предварительным подсчетам Минпромторга и Минэкономразвития, базовая ставка за новое легковое авто может составить 20-45 тысяч рублей, за грузовое – в зависимости от категории – 150-400 тысяч рублей.
«Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей, в которых не более десяти пассажирских мест, при массе не более трех тонн, с объемом двигателя не более 1,3 литра составит 0,5, то есть вся величина сбора будет 10 тысяч рублей. Для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 литра – 1, а свыше 3,5 литра – 3,5-3,6», – сообщил Гутенев, добавив, что к подержанным автомобилям будут применять повышенные примерно в 4 раза коэффициенты.
При этом депутат Альфия Когогина отметила, что введение утилизационного сбора не приведет к какому-либо удорожанию автотранспорта: «В некоторых случаях, с учетом снижения пошлин при вступлении в ВТО, даже снизится стоимость автомашин».