Уже в 2011 году с конвейера не сойдет 5 миллионов автомобилей. Западные автоконцерны приостанавливают производства из-за нехватки японских комплектующих. Цунами сократит количество производимых автомобилей в мире на треть и поднимет цены на них уже летом.
«Автоапокалипсис» прогнозирует американская консалтинговая компания IHS Automotive. По их подсчетам, ежедневный выпуск автомобилей может сократиться с 280 тысяч штук до всего лишь 100 тысяч. Уже в 2011 году мы не досчитаемся 5 млн. автомобилей. Конечно, это скажется и на экономике. Автопром обеспечивает около 10% мирового ВВП. Нельзя забывать и о рабочих местах, которые потеряют миллионы людей.
Запчасти кончатся в мае
Европа и США страдают от недостатка комплектующих — практически вся электроника для автомобилей производится в Японии. С дефицитом уже столкнулись Volkswagen и General Motors, приостановившая выпуск Opel Corsa и Opel Meriva на испанских заводах. Французский союз Peugeot-Citroen сократил производство в два раза. Также в Японии производится электроника для BMW и Ford. Сейчас компании в срочном порядке вынуждены искать других подрядчиков на выпуск этих компонентов.
«Процесс поиска долгий. Он может занять от нескольких недель до пары месяцев, — считает генеральный директор компании “Автопробег” Сергей Ткачев. — Остается надеяться, что у всех производителей есть запасные варианты».
Что касается России, то процесс доставки компонентов занимает в среднем два месяца. До середины мая запас запчастей и автомобилей уже есть. Сложности, вероятно, начнутся летом. Те авто, что будут продаваться в России в апреле и мае, должны идти по старой цене. А вот цены на летние поставки будут корректироваться. Насколько сильно, пока неизвестно. В любом случае рынок будет диктовать условия. Toyota не сможет продаваться, если она будет сильно дороже Volkswagen.
Но сложившаяся ситуация выгодна для автодилеров. Паника стимулирует рост продаж, а в столичных автосалонах предлагают купить авто как можно скорее. Мол, завтра будет еще дороже. И покупать машину сейчас действительно можно, особенно москвичам: вероятности попадания на рынок машин-утопленников или поврежденных иным путем нет, все праворукие авто доставляются в Новосибирск и Иркутск.
Китай и Корея могут стать лидерами
Условия пониженной конкурентности могут быть выгодны для потенциальных мировых лидеров автопрома. Например, вероятен успех Китая. Уже сейчас китайские производители претендуют на лидерство, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Это подтверждают данные Международной ассоциации автопроизводителей (OICA): Китай стал лидером по производству легковых автомобилей в 2010 году. Тогда в стране было произведено почти 14 млн. машин.
Но не все верят в столь светлое китайское автобудущее. Независимый эксперт Сергей Асланян считает, что китайцы не ставят на свой автопром и не будут стремиться к лидерству в этой области.
Второй вариант — Корея. К примеру, концерн «Хендэ-Киа» вполне успешно функционирует. Его заводы есть в Чехии, США, Турции, Китае, Индии. Проблемой может стать то, что здесь работают строго по нормативам и не готовы резко увеличить производство, даже если такая возможность будет.
«Корейцы всегда будут в тени японских брендов», — резюмирует Сергей Ткачев.
Россия выдаст более 2 миллионов авто
На днях президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что отечественный автопром будет способен выпускать качественные автомобили. Эксперты спорят, будет ли этому способствовать японская трагедия. Но то, что надежды на российский автопром есть, сомнений ни у кого не вызывает.
«Наши производства и так вполне успешно развиваются, — продолжает Дмитрий Баранов. — Показатели продаж по итогам этого года могут составить 2,3–2,4 млн. новых автомобилей».
По словам эксперта, если не будет новых экономических потрясений, отечественный авторынок вполне в состоянии стать первым в Европе в течение ближайших лет. То есть подъем не станет последствием цунами. Мало того, если бы разрушенные в Японии заводы перевели на территорию России, это помогло бы в кратчайшие сроки выйти на принципиально новый уровень. Но такое развитие событий, к сожалению, маловероятно.
«Японцам гораздо проще и выгоднее восстановить производство на своей территории, чем перемещать его к нам, — считает Сергей Ткачев. — Думаю, страна быстро оправится от трагедии и совершит рывок, тем самым увеличит показатели и модернизирует пострадавшее производство».
Но в этом случае понятие «быстро» весьма растяжимое. На полное восстановление японской автопромышленности большинство экспертов отводят два-три года.