На перекрестке улиц Пушкина и К. Маркса, точнее, на Пушкина, 86, стоит особняк начала XX века, где сейчас находится Башкирская таможня. Дом выделяется необычной архитектурой – масками в виде женского лица, узорными балконами в стиле модерн и небесно-голубым цветом. Внутри тоже есть на что посмотреть – потолки с лепниной, высоченные дубовые двери, чугунные узорные лестницы. Дом был построен в 1907 (по другим данным, в 1912) году купцом П. И.Костериным. Особняк домовладелец до революции использовал как гостиницу для заезжавших в город купцов – им сдавали комнаты в наем. А вот после октябрьского переворота пошли слухи о том, что в красивом особняке обосновался публичный дом, и даже, по легенде, им заправляла любовница купца Костерина. Легенда была настолько прочна, что любители сплетен пытались угадать, во сколько куртизанкам обходится содержание такого шикарного особняка и кого они принимают там. Однако другая легенда об особняке Костерина, более романтичная и добродетельная, влечет на свою сторону – говорят, что женское лицо с правильным греческим профилем, высеченное на барельефах дома, принадлежит жене Павла Ивановича Костерина, Екатерине Павловне. Так увековечить любовь к супруге и использовать здание как дом терпимости – в такое кощунство просто невозможно поверить.
Тем, кто интересуется историей своего города, также стоит обратить внимание на загородный дом купца Костерина – небольшое строение с петушком на крыше, расположенное на территории Южного Автовокзала. В начале XX века это была еще не Уфа, а пригород. Поговаривают, что в загородном доме купца неспокойно и слышны чьи-то шаги.
Кстати, само наличие в Уфе публичных домов вовсе не легенда, а суровое прошлое. Существовала даже местная улица «красных фонарей», или «камалейкины дома», по имени главного торговца любовными утехами – Камалитдина Ибатуллина. Располагались дома на углу улиц Мингажева и Революционной, близ перекрестка с трамвайными линиями. Сейчас этот квартал полностью снесен и застроен типовыми многоэтажками. Между прочим, дело Камалитдина поощрялось полицией, и под его предприятие был даже специально в 1903 году отведен квартал двухэтажных домов, а в 1907 году было велено провести в притоны электричество, что в те годы еще было редкостью. Полиция имела крепкий доход с проституции и закрывала на нарушения закона глаза. В 1911 году новый губернатор Уфы Петр Башилов создал комиссию по расследованию превышения полицмейстерами полномочий, а в 1917 году добрался и до Камалитдина – его притоны были закрыты.
Автор: Таня Лунгу