Эксперты агентства Bloomberg составили рейтинг 55 стран мира по стоимости галлона бензина (3,785 л) и дополнили его рейтингом «болезненности» цен на автотопливо, которую определяет доля от среднего дневного заработка, достаточная для покупки одного галлона.
Цены на премиальный сорт бензина (АИ-95) взяты за 2 -11 апреля. В рейтинг не включались страны с доходом на душу населения менее $4 в день и ряд государств, данные по которым были недоступны.
Как мы уже сообщали, самый дорогой бензин — в странах Северной Европы, однако на покупку галлона АИ-95 там уходит лишь несколько процентов дневного заработка. Наиболее дорогой бензин ($9,69 за галлон) в Норвегии, однако жители страны, средний дневной доход которых составляет $270, платят за галлон всего 3,6% от него (48-е место в рейтинге болезненности бензиновых цен).
Датчане (2-е место с $9,37) тратят на галлон 5,3% своего дневного заработка – $178 (42-е место в рейтинге болезненности цен). Голландцы (3-е место, $9,35) платят 6,5% от дохода ( $144, 37-я позиция по болезненности), но передвигаются чаще на велосипедах, чем на автомобилях: в Нидерландах наибольшее в мире количеством велосипедов на душу населения.
В Италии, где цена бензина сопоставима с голландской, на покупку галлона автотоплива уходит 9,1% заработка ($103, 29-е место в рейтинге болезненности).
Греки (охваченная кризисом Греция находится на 5-м месте по дороговизне бензина – $9,23) отдают за галлон бензина 12% от среднедневного дохода ($75, 23-я позиция в рейтинге болезненности).
Россия делит с Италией 29-е место в рейтинге болезненности цен на бензин, хотя его номинальная цена почти в три раза ниже — всего $3,7 за галлон или около $1 за литр (46-е место по уровню цен). Однако при среднем дневном доходе в $41 россиянину приходится отдавать за галлон те же 9,1% от заработка, что и итальянцу.
Рядом с Россией по рейтингу цены расположились США – $4,19, 44-е место. Но при доходе в $134 американец отдает за галлон бензина 3,1% своего дневного заработка, что позволяет Штатам занять в рейтинга болезненности почетное 50-е место.
В 2010 г. правительство США потратило $4,2 млрд на субсидирование добычи нефти и потребления нефтепродуктов, пишут «Ведомости», при этом налоги в Штатах составляют лишь 11% в стоимости бензина, тогда как в Великобритании — 60% (9-е место с $8,84 по цене, 34-е место по болезненности – 7,8% от дохода в $113).
В Латвии, Литве, Эстонии и Польше цены составляют $7,01-7,26, в рейтинге болезненности они занимают 9-е, 12-е, 20-е и 15-е места соответственно.
В Китае бензин дороже, чем в России ($5,31, 41-е место), но в рейтинге болезненности страна занимает 4-е место: на покупку галлона китайский водитель тратит 34% своего дневного дохода в $16. Бразильцы отдают за бензин 18% своего дневного заработка ($36).
Первое место в рейтинге болезненности цен на бензин занимает Индия – при цене галлона $6,06 (37-е место) средний индиец за один день не может заработать денег на его покупку, так как среднедневной заработок не превышает $4,5.
В крупнейшей нефтедобывающей стране Африки – Нигерии водитель отдает за галлон бензина $2,33 (50-е место), но при этом государство занимает 2-е место в рейтинге болезненности (53% от заработка $4,37).
Богатым нефтью странам Персидского залива принадлежат последние места в обоих рейтингах — и по цене, и по части оплаты бензина из среднего заработка. Так, Саудовская Аравия, которая недавно обошла Россию и стала крупнейшей в мире по объемам добычи нефти, находится, по подсчетам Bloomberg, на 54-м месте по цене ($0,61) и на 52-м — по болезненности: на покупку галлона бензина у жителя страны уходит всего 1,1% дневного дохода ($55).
Стоимость топлива в России в настоящее время адекватна сложившимся экономическим реалиям, полагает глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.