Отношения России и Китая в последние два года заметно укрепляются. Курс на Восток РФ взяла давно, ещё в начале двухтысячных. И это направление, как показала новейшая история, было правильным. Сокращение экономических отношений на западе привело к увеличению торговли с Азией.
Сейчас Россия настроена на активное завоевание рынка КНР, Южной Кореи, Египта, Турции и ряда других восточных стран. Эти государства делят первые места по объёмам экспорта и импорта различных категорий продукции.
Китай и Турция – это крупнейшие покупатели сельхоз товаров. Впервые за последние десятилетия Поднебесная планирует начать покупку в России пшеницы. В 2016 году Турция уступила КНР лидерство в экспорте этих ресурсов в связи с высоким урожаем, но обе державы экспортировали сотни тонн продукта.
В первую очередь для граждан России Китай ассоциируется с крупнейшим импортером. Восточный сосед поставляет брендовую и местную технику, электронику, одежду и обувь. Предприятия и холдинги закупают в КНР удобрения, пластмассы, котлы.
С китайскими коллегами отечественные компании создают совместное производство. Крупнейшие ассоциации, например, КАМаз, приглашают специалистов Поднебесной и закупают там двигатели для своих автомобилей.
Стоит ли России выходить на алкогольный рынок КНР?
Но торговля с Китаем идёт и в обратном направлении. Поднебесная – это большая страна с огромным населением, поэтому зачастую собственной продукции для насыщения рынка там не хватает.
Отношения с российскими предпринимателями выгодны для азиатских партнёров. Создаются торговые коридоры и беспошлинные зоны, упрощается таможенный контроль. Торговля всё ещё не лишена рисков, но каждой стороне постепенно приходит понимание того, как лучше вести бизнес на чужом рынке.
Одним из возможных направлений для отечественного предпринимателя является экспорт алкоголя. В Китае производство крепких напитков представлено разнопланово. Жители КНР любят выпить, это является частью их культуры. На праздники принято дарить дорогой коньяк или вино, в повседневной жизни не считается зазорным пропустить рюмку водки или бутылку пива.
Водка и пиво в Поднебесной производятся огромными количествами. Эксперты прогнозируют, что объёмы каждого будут только расти, и к 2020 году выручка компаний составит более 120 млрд. юаней. Только в одной Гуйчжоу в ближайшее время планируется наладить производство водки до 800 тысяч килолитров в год.
Как заявляют специалисты, эти два напитка не принесут выгоды иностранным компаниям. Собственные заводы разливают пиво и водку хорошего качества на уровне России или Европы. Но в отличие от импортных аналогов собственная продукция азиатов намного дешевле: средняя стоимость бутылки пива – около 30-40 рублей, водки – 80-90.
С элитным алкоголем дело обстоит по-другому. Китайское вино или коньяк не ценится жителями страны – они предпочитают мировые бренды отечественным. Виноградарство в Поднебесной развито слабо, поэтому напитки не отличаются высоким качеством.
В РФ ряд южных регионов (Кубань, Краснодар, Кавказ) специализируются на производстве хорошего алкоголя. Экспортные перевозки вина в Китай из России могут принести отечественному бизнесмену прибыль, но придётся столкнуться с определёнными трудностями.
Таможенный контроль акцизной продукции – это долгое и трудное мероприятие. Проверка может занять много времени, а условия пропуска постоянно меняются. Вторая проблема – это конкуренция с европейскими странами. Рынок КНР заполнен элитным алкоголем из Испании, Италии, Франции, Германии. Поэтому российскому предпринимателю придётся искать свою нишу, чтобы не понести убытки.