Популярность онлайн-покупок неуклонно растёт, и, несмотря на то, что страны СНГ сильно отстают в этом плане от западных государств, каждый день в интернете приобретаются многие тысячи товаров. Рынок онлайн-торговли поделили между собой такие монстры, как eBay, AliExpress и Amazon. Последний, впрочем, у русскоговорящих покупателей не слишком популярен, а вот eBay и AliExpress очень и очень востребованы. О чём вообще тут можно говорить, если AliExpress давно и прочно угнездился в топ-10 самых посещаемых сайтов в мире?
Конечно, любые покупки через интернет сопряжены с определёнными рисками. Качество приобретённого товара может не соответствовать заявленному, посылка может потеряться в процессе доставки… Да и ждать свои заказы порой приходится по несколько месяцев. Чтобы как-то минимизировать риски для покупателей, все торговые площадки используют свои собственные системы защиты покупателей. На практике это означает, что полученная торговой площадкой оплата товара блокируется, и поступает продавцу только после того, как покупатель подтвердит получение посылки и отсутствие претензий к качеству. Хотя, конечно, если покупатель этого не сделает, то спустя некоторый срок (обычно около 3 месяцев) заказ автоматически будет считаться выполненным – это сделано уже для защиты продавца. Если же покупатель недоволен покупкой, он может сообщить об этом администрации торговой площадки и открыть спор. В большинстве случаев площадка встаёт на сторону покупателя и возвращает либо всю сумму, либо её часть.
Как показывает статистика, чаще всего покупатели из СНГ покупают на Ebay и AliExpress недорогие вещи, ценой до 2-3 долларов США. Это обусловлено тем, что многие покупатели, особенно неопытные в онлайн-покупках, не доверяют интернет-магазинам и предпочитают сперва проверить их качество, сделав какой-нибудь маленький заказ. По информации сообщества Женский AliExpress – vk.com/women_ali, на заказы до 3 долларов приходится до 35-40% всех покупок. Около 20% покупателей покупают товары в ценовом сегменте от 5 до 10 долларов. Товары других ценовых категорий, конечно, тоже покупаются, но не слишком часто.
Тем не менее, растущая популярность торговых площадок, особенно китайских, не может не наводить на мысли о том, что они рано или поздно могут окончательно вытеснить большинство розничных магазинов. Уже сейчас они составляют им грозную конкуренцию, а что же будет дальше?